Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в правовой литературе предлагается немало систем-принципов местного самоуправления - в чем-то схожих, а в чем-то и различающихся. На важность принципов местного самоуправления обращало внимание и высшее руководство страны, еще в 2013 году. Так, Президент РФ в числе важнейших задач назвал уточнение общих принципов местного самоуправления. Уже давно назрела необходимость переосмысления как всей системы этих принципов, так и изменения правовых приоритетов в их расстановке.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с принципами местного самоуправления.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, устанавливающие принципы местного самоуправления, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение понятия и правового регулирования основных принципов местного самоуправления.
Задачами работы ставится:
• изучить систему местного самоуправления;
• рассмотреть гарантии права местного самоуправления;
• проанализировать принципы местного самоуправления;
• исследовать принципы Европейской хартии в принципах местного самоуправления РФ;
• проанализировать самостоятельность по предметам ведения как конституционный принцип местного самоуправления;
• рассмотреть общественный контроль как принцип местного самоуправления.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и библиографического списка.
1. Система местного самоуправления: значение, гарантии и принципы
1.1. Система местного самоуправления
Согласно Закону 2003 года население может выносить на референдум вопрос о структуре органов местного самоуправления только во вновь образованных муниципальных образованиях. Причем если речь идет о вновь образованных внутригородских районах, то там также запрещено проводить референдумы по структуре органов. Это, кстати, означает разный правовой статус однотипных муниципальных образований, что противоречит статье 19 Конституции РФ.
Правовой статус каждого органа местного самоуправления имеет довольно детальное правовое регулирование на уровне федерального закона. С одной стороны, это является гарантией реализации прав граждан на осуществление местного самоуправления, а с другой - вмешательством в организационную самостоятельность местного самоуправления, предусмотренную в статье 12 Конституции РФ.
Анализ законодательства о местном самоуправлении в рассматриваемой области позволяет выявить следующие тенденции его развития:
- централизация полномочий (эта тенденция в целом сохраняется, несмотря на то что в соответствии с майскими поправками 2014 года определенный объем полномочий передан субъектам РФ) и унификация организационных моделей местного самоуправления;
- предпочтение отдается модели, предполагающей создание института «сити-менеджера»;
- органы местного самоуправления все больше формируются таким образом, чтобы минимизировать прямое волеизъявление население, чтобы жители не голосовали за конкретного кандидата (активно вводится институт делегирования; глава муниципального образования избирается из числа депутатов; депутаты избираются по партийным спискам и т.п.);
- органы местного самоуправления все больше встраиваются в систему органов государственной власти. Так, если в первоначальной редакции Закона 2003 года конкурсная комиссия по отбору претендентов на должность главы местной администрации на одну треть состояла из представителей органов государственной власти, то после майских поправок 2014 года эта цифра повышена до 50%.
Заключение
На основе рассмотренных в работе вопросов можно вынести предложение, о том, что если рассматривать общественный контроль, как принцип местного самоуправления, то представляется необходимым конкретизировать порядок формирования групп общественного контроля, общественных инспекций, включения в них общественных инспекторов, записать в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» не бланкетную норму, устанавливающую, что полномочия, порядок организации и деятельности групп общественного контроля определяются законодательством РФ об общественном контроле, а конкретные нормы, регулирующие порядок организации и деятельности групп общественного контроля, также устанавливающие перечень их основных полномочий, что позволит, привлечь к общественному контролю действительно подготовленных правозащитников, специалистов в подконтрольной сфере, по-настоящему заинтересованных в совершенствовании работы органов публичной власти, государственных и муниципальных учреждений. Они и будут составлять костяк сообщества «разумных граждан», профессионально участвующих в управлении делами государства.
Следует дополнить ст. 11 Закона частью 7, в которой предусматривается, что полномочия, порядок образования и деятельности общественных советов при законодательных (представительных и исполнительных) органах местного самоуправления самостоятельно устанавливаются органами, при которых они создаются. В настоящее время субъекты общественного контроля, в частности региональные общественные палаты, в соответствии с Федеральным законом «Об основных принципах организации и деятельности общественных палат субъектов РФ» размещают под свою ответственность информацию об общественном контроле на своих сайтах без какой-либо «открытой лицензии».
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Европейская хартия местного самоуправления. Совершено в Страсбурге 15.10.1985 // Собрание законодательства РФ, 07.09.1998, N 36, ст. 4466.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
5. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4213.
6. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
7. Авакьян С.А. Особенности российской правовой модели местного самоуправления и пути ее совершенствования // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 11. С. 16.
8. Андриченко Л.В. Законодательство Российской Федерации в сфере разграничения полномочий: проблемы и перспективы // Современное общество и право. 2011. N 1 (2). С. 38.
9. Астафичев П.А. Разграничение ответственности органов местного самоуправления перед населением и государством // Юридическая наука: история и современность. 2017. N 9. С. 69 - 72.
10. Ахмедов И.Д. Участие Президента Российской Федерации в избрании (наделении полномочиями) глав субъектов Российской Федерации и отрешении от должности // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 2. С. 23 – 28.
11. Бабичев И.В. Нормы-принципы Европейской хартии местного самоуправления как составная часть правовой доктрины российской модели местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 6. С. 74.
12. Боруленков Ю.П., Гранкина А.Б. Процессуальная самостоятельность следователя как непременное условие творческого подхода к расследованию уголовных дел // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: Сб. науч.-практ. тр. Вып. 4. М.: Академия Следственного комитета РФ, 2014. С. 339.
13. Вагин И.С. О необходимости включения органов местного самоуправления в единую систему государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. N 3. С. 35.
14. Гильванова И.Н. Организационная самостоятельность местного общественного управления в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века // Проблемы государства и права. 2013. N 3. С. 8 - 13
15. Гриб В.В. Актуальные проблемы нормативного закрепления системы субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 13.
16. Кабышев В.Т. Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение // С Конституцией по жизни: Избранные научные труды. М.: Формула права, 2013. С. 292.
17. Макарцев А.А. Новый порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: возврат к наделению полномочиями или дальнейшее развитие системы многостепенных выборов? // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 6.
18. Мартынов А.В. Современное состояние и перспективы развития системы общественного контроля в России // Административное право и процесс. 2014. N 10. С. 8 - 16.
19. Нестеров А.В. Об общественном контроле и открытом государственном управлении // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 3. С. 12.
20. Некрасов С.И. Самоуправление и автономия: некоторые вопросы теории // Сборник, посвященный памяти Владимира Фадеева. М.: Проспект, 2015. Т. II. С. 203.
21. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2015. С. 74.
22. Чеботарев Г.Н. Общественный контроль за деятельностью органов публичной власти: от теории к практике // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 8. С. 62 - 65.
23. Шамхалов М.А. Автономия и самостоятельность местного самоуправления как конституционно-правовой принцип: Дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. С. 12.
24. Шугрина Е.С. Отдельные аспекты организационных основ местного самоуправления в работах академика О.Е. Кутафина // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 5. С. 46 - 48.